Православное богослужение

Пятница, 30.09.2016 16:50

Священное Писание указывает на возникновение богослужения в 4 главе книги Бытия: у третьего сына Адама и Евы Сифа родился сын Енос, «и тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 26) — то есть было положено начало общественному богослужению. С тех пор в течение тысячелетий происходит совершенствование форм богопочитания: от простых архаичных жертвоприношений через ветхозаветное храмовое богослужение к богослужению христианскому. Как венец этого развития мы имеем богатство современной литургической традиции. Конечно, нельзя сказать, что эпоха литургического творчества закончилась и ничего нового в православном богослужении не может возникнуть: Церковь никогда не догматизировала те или иные формы богопочитания, но принимала все, что было согласно с ее вероучением и принципами духовной жизни.

Почитание Бога во всех религиях соединяется с внешними ритуалами, такими как поклонение, те или иные жесты, произнесение определенных слов, ограничение в пище и т. п., которые, не будучи ценными сами по себе, обретают смысл внутри той или иной религиозной традиции. В Православной Церкви мы встречаем богатство богослужебных обрядов и церемоний, которые имеют свой глубокий смысл. Богослужение Православной Церкви способно раскрыть перед верующим глубину православного вероучения и ввести его в радость Царства Божия. Кроме этого, православное богослужение глубоко эстетично, оно пленяет человека своей красотой и отточенностью молитвенных слов.
В богослужении участвует вся Церковь. Когда мы приходим в храм, мы поступаем как члены Церкви, которая превосходит границы общества, времени и пространства. Хотя мы собираемся в храме в определенный момент, в богослужении мы устремляемся за пределы храма, в самое Царство Божие. Мы предстоим Богу вместе с живущими и уже преставившимися верующими — со всей Церковью.

Существует два измерения православного богослужения, которые можно обнаружить в различных чинопоследованиях. Во-первых, богослужение являет присутствие Бога и Его действия среди нас. Господь собирает вместе Своих разрозненных детей и открывает Себя тем, кто ищет Его присутствия. Богослужение Православной Церкви очень ясно свидетельствует о том, что Бог пребывает среди Своих людей и что мы сотворены для того, чтобы участвовать в Его жизни. Во-вторых, богослужение — это выражение нашей благодарности Богу за Его присутствие и воспоминание Его спасительных деяний — в особенности земной жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Православное богослужение устремлено к Богу, Который действовал и продолжает действовать в мире через Святого Духа. Мы внимаем Его промыслу и отвечаем на Его любовь прославлением и благодарностью. Поступая так, мы становимся ближе к Богу.

Хотя православное богослужение часто кажется длинным и официальным, оно имеет тщательно разработанный порядок, и в своей глубине несет всеобъемлющую радость. Радость — следствие нашей веры в Воскресение Христа и высокое предназначение человека (эти две темы вообще являются центральными во всем богослужении). Для того чтобы усилить чувство радости и подчеркнуть полноту причастия Богу, тексты молитв всегда поются или произносятся особым речитативом.

Богослужение — это не просто слова. Наряду с молитвами, гимнами и чтением Писания в Церкви существуют обряды, процессии и церемонии. Церковь широко использует невербальные символы для того, чтобы выразить присутствие Бога и наше отношение к Нему. В православном богослужении человек участвует всецело: разумом, чувствами и всем своим существом.

По словам апостола Павла, все у христиан должно совершаться «благообразно и по чину» (1 Кор. 14: 40). Литургическая (богослужебная) жизнь Церкви определяется Типиконом («типос» переводится с греческого как «образец») — богослужебным уставом, который содержит указания, как совершать ту или иную службу. Современный Типикон — итог долгого развития богослужебной практики. Кроме порядка, устав определяет и содержание богослужений. Существуют постоянные элементы богослужения и молитвословия, которые изменяются в зависимости от праздника, времени или особых обстоятельств. Типикон является образцом для каждого приходского храма и монастыря, и это указывает, что в богослужении выражает себя вся Церковь, а не только священник и прихожане одного храма.

Одна из важных вторичных целей богослужения — научение вере. Богослужение и вероучение Церкви очень тесно связаны. Существует принцип: закон молитвы есть закон веры (lex orandi lex est credendi), и это значит, что слова молитв, гимнов и всего, что читается или поется в Церкви, выражают ее догматическое учение. Вера выражается в молитве и проверяется ею. По своей авторитетности богослужебные тексты занимают в Церкви второе место после Священного Писания. Конечно, здесь имеются в виду классические тексты, составленные преп. Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскиным и другими прославленными песнотворцами. К сожалению, существуют и другие богослужебные тексты — составленные в эпоху богословского упадка людьми, не имевшими поэтической гениальности (особенно это касается популярных ныне акафистов, которые часто содержат неправославные мысли). Но главные тексты служб суточного и годового циклов представляют собой настоящие шедевры молитвенного богословского творчества. Церковные службы способствуют укреплению и выявлению содержания нашей веры. Можно не читать объемных руководств по вероучению, а только внимательно вслушиваться в слова церковных молитв, и вы узнаете все сокровища православного богословия и аскетики.

Торжество Евхаристии и последования Таинств совершаются лицами, посвященными в священный сан. В обычном приходе богослужение возглавляет священник, который действует от имени епископа; священнику может сослужить диакон. Если на богослужении присутствует епископ, то службу возглавляет он. Облачения священства выражают их особое призвание к служению в Церкви.

Поскольку православное богослужение есть дело всей Церкви, требуется активное участие в нем всей общины. В Православной Церкви не должно быть «частных» богослужений, поскольку ничто не может совершаться вне общины верующих. Настоятельное требование участия всей общины, как служителей алтаря, так и предстоящих в основной части храма, выражено в молитвах и проповедях святых отцов Церкви. От верующих ожидается живое, личное участие в молитве (а не только пассивное присутствие): верующие поют гимны, заключают слова молитв священника словом «Аминь», отвечают на прошения, совершают крестное знамение и поклоны и, самое главное, принимают Святое Причастие за Божественной литургией. Как правило, песнопения в храме исполняет хор, но некоторые песнопения поют все верующие, как, например, Символ веры и «Отче наш» на литургии.

Большую часть богослужения верующие проводят стоя; устав предписывает садиться только во время чтения кафизм и поучений. Конечно, сидеть разрешается тем людям, которые не могут выстоять всю службу по состоянию здоровья: лучше молиться сидя, чем стоять, думая о том, чтобы служба окончилась поскорее. В самые важные моменты богослужения верующие поклоняются до земли, например, во время призывания Святого Духа на литургии.

Важную часть богослужения представляют ектении. Ектения — ряд прошений к Господу Богу, к каждому из которых, когда его произносит священник (или диакон), присоединяются и все предстоящие в храме, восклицая: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении произносятся несколько раз за Вечерней, Утреней и Божественной литургией.

Православное богослужение всегда совершается на языке, понятном верующим. Православная Церковь никогда не придерживалась идеи существования особых, «сакральных» языков, и поэтому миссионеры, проповедующие

христианство тому или иному народу, в первую очередь стараются перевести на местный язык Евангелие и богослужебные тексты. Часто в зависимости от нужд общины в богослужении может использоваться два языка и более. Сегодня в мире православное богослужение совершается на более чем двадцати языках, среди которых греческий, церковнославянский, арабский, английский, албанский, румынский и пр. В нашей Украинской Православной Церкви разрешается совершать богослужение на украинском языке — выбор церковнославянского или украинского языка определяется нуждами общины. Приходов с украинским языком богослужения на сегодняшний день очень мало, но это говорит не о «непригодности» языка, а о том, что наш народ вообще склонен к консерватизму. Всякое же изменение в Церкви должно быть органичным и не совершаться революционными методами.

К сожалению, православное богослужение остается непонятным или малопонятным для большинства наших прихожан. Приходя в храм, многие стараются помолиться о каких-нибудь частных нуждах, почти не вникая в то, что в эту минуту происходит в храме. Мы часто забываем о том, что в храме мы предстоим Богу не каждый сам по себе, как индивидуум, но как единая община, ибо «днесь благодать Святого Духа нас собра». Соответственно, мы и не можем понять всего, что происходит в храме, ищем поверхностных, иллюстративно-символических объяснений, почти не вникая в глубину и внутренний смысл богослужебного чина. Но ведь от нашего отношения к богослужению зависит будущее не только нас самих, но и всей Церкви. Мы должны разглядеть смысл богослужения, воспринять его внутреннюю логику и не просто приходить на службы, но жить ими.

Просмотров (270)