НЕМНОГО ИСТОРИИ
В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши — будущего царя Александра 1. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам.
Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда».
Российская царица справедливо замечала:
«Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их… Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства… Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножение знанию… ».
Мудрые рассуждения и наказы императрицы-бабушки! Они не утратили своей актуальности и по сей день.
В России на протяжении веков был самый высокий уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их. Передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, свайка, жмурки, пятнашки, и т.п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др.
Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству. Счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. Стоит вспомнить один исторический пример, оставшийся для большинства в поговорке, означающей что-то бессмысленное и пустое — «игра в бирюльки». Подлинный смысл этой игры известен сегодня лишь специалистам-историкам. Эта игра была популярна в русских, преимущественно крестьянских, семьях еще в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Имевшая свою «практическую задачу» — приучать детей к терпению, воспитывать способность концентрировать внимание, игра вместе с тем давала представление о сложности и взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок и крючочек. Идея состояла в том, что играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он все-таки рассыпался, то следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное — с помощью вороха соломинок ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого, — всю сложную систему взаимосвязей.
В наше время игру в бирюльки реконструировали, только теперь бирюльки делаются не из соломы, а из дерева. Кучу мелких предметов, похожих на вытянутые катушки из-под ниток, поочередно нужно разобрать маленьким крючком так, чтобы сама куча не рухнула, а соседние бирюльки не пошевелились. Так продолжается, пока не разберется куча или пока кто-то из игроков не наберет условного количества бирюлек. Игрокам в бирюльки нужно набраться не только терпения, но и доброжелательного отношения к товарищу по игре — без этого ничего не получится.
После крещения Руси св. Владимиром многие обычаи и ритуалы, связанные с древними, языческими «игрушками», органично вплелись в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек «дохристианского времени» — кораблик из коры деревьев или бересты, который запускали по ручью по первой воде, стал символизировать плавание «корабля спасения» (подобно библейскому ковчегу) по «водам» суетного «житейского моря». В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывалось лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неодушевленный предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».
Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений тактильной, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличии от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и миром «больших вещей». Воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.
В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки», чаще всего произведенные на западный манер, не оставляют места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.
ЗАЧЕМ НУЖНА ИГРА?
Игра — это школа произвольного поведения; школа морали в действии; ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста — это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок — может быть гений, а может, неблагополучный…
ЧТО ТАКОЕ ИГРУШКА?
Игра и игрушка, по мнению ученых, — важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Игрушка тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет?
Игрушка духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре подлинном или мнимом. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра или зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара — Солнца или Земли. Пирамидка — иерархическое мироустроение. Обратите внимание: на алтарной преграде в храмах ангелов изображают во весь рост с развевающимися ленточками в волосах, будто они только что спустились с небес, и еще слышен шелест их крыльев, а в руках они держат прозрачную сферу (образ совершенства и гармонии), похожую на детский мячик или радужный пузырь.
СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА — ЧТО ЭТО?
Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушительство и т.п. Необходимы спасение и возрождение традиционных народных игр генетического фонда игровой культуры каждого народа.
Сенсорная агрессия (телевидение, компьютер, рекламные щиты и др.) окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.
Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр.), что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда — новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.
Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр.
Как компенсация «недоигранности» в своем собственном детстве у взрослых появляется манера оценивать любую вещь — вне зависимости от ее применения — как забаву, неподлинность, игрушку.
К сожалению, хорошо покупаемая игрушка — та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей.
Игрушка должна для ребенка быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими телесериалами: покемоны, монстры и др. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разработчикам огромные доходы.
Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым животным или маленьким детям.
Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Ведь вы не дадите в руки ребенку радиоактивное яблоко, заряженный пистолет. Игрушки-монстры равносильны им. Демоническая игрушка является транслятором духовного разрушения, одержания (психических заболеваний), неврозов, склонности к суицидам и др.
Четыре года это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров.
У российских детей наличествуют унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Современный облик человека-куклы, ландшафты настольных игр, цветоформы конструктора и пр., как правило, не соответствуют этим моделям, а иногда прямо противоречат им. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону. Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».
УМНАЯ И ДОБРАЯ ИГРУШКА
В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Эти игрушки учат добру, справедливости. Не обманывать и не предавать и многому другому.
Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков -столярные, слесарные инструменты. Они учат самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.
А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент. Собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.
Педагог-психолог Новгородова О.И.
Просмотров (155)